Страхи и надежды современной России. Открытие кинофестиваля «Окно в Европу»
Специальный показ про Ленобласть, документальная картина о 9 мая в условиях пандемии и новый фильм Алексея Германа-мл.
В День российского кино открылся один из главных фестивалей России «Окно в Европу», который традиционно проходит в городе Выборге. Кинофестиваль в очередной раз знакомит зрителей с новыми именами в отечественном кино и показывает то, что вы вряд ли увидите на других подобных площадках. Мы побывали на первом дне конкурса и делимся с вами ключевыми моментами мероприятия.
«Приглянувшиеся», реж. Ашот Джазоян
Содержание статьи:
Помимо работ из конкурса игрового кино, зрителям, как обычно, предлагается целый набор сеансов, где можно посмотреть труды студентов, оценить, на каком уровне находится российский короткий метр, и войти в мир документалистики. Мы решили, что в день открытия грех пропустить возможность заглянуть на специальный показ и увидеть то, что волнует кинематографистов сегодня. «Приглянувшиеся» – это не только документальная лента, но еще и выставка, открытие которой состоялось в Центральной городской библиотеке Алвара Аалто. Впрочем, необязательно рассматривать фотографии жителей провинциальной России, чтобы проникнуться проектом Джазояна. Как оказалось, не только Голливуд любит кино о себе, но и Выборг не прочь открыть фестиваль с так называемого фильма-открытки, где жители разных областей (преимущественно Выборга) признаются в любви малой родине. Совершенно обыкновенные люди, такие, как водители автобуса или работники музея, рассказывают о своем жизненном выборе и о том, как они хотят преобразовывать общественное пространство своего города. Документальный фильм о любви к своему делу и развитии маленьких городов России – не шедевральное полотно и вовсе не оригинальное высказывание. Но то, с какой любовью сделан данный проект, может воспитать патриотизм в душах молодых получше, чем пропагандистские фильмы.
«Победа», реж. Владимир Сидоров
Работа Сидорова в какой-то степени демонстрирует характер фестиваля в этом году. После тяжелого года пандемии (которая, безусловно, продолжается и сегодня) гости, зрители, пресса и организаторы попросту рады тому, что у них появилась возможность собраться в том же месте и в то же время. Вирус все еще следует по пятам, из-за чего масочный режим является неотъемлемой частью торжества, но все это стало скорее уже ритуалом и признаком вежливости, чем реальным опасением. А вот настоящий страх, от которого, вероятно, будут идти мурашки по коже спустя каких-то лет пять, представляет собой документальная работа Владимира Сидорова. Режиссер-дебютант снял ленту сразу о двух войнах человечества – о Второй мировой и войне против страшного вируса. Его фильм – это отражение той реальности, в которой мы все с вами обитали еще год тому назад. Наступает самый главный государственный праздник, но привычные походы к ветеранам становятся невозможными, а о парадах и вовсе безрассудно думать. Сидоров перемещает зрителей в провинциальное место, где люди с балконов собственных квартир устраивают «Бессмертный полк» и поют «Катюшу». В данном контексте неважно, пацифист вы или же не пропускаете ни один городской парад, «Победа» – в первую очередь кино о силе объединения людей, которые даже без возможности протянуть друг другу руки, способны создать единое пространство, где каждый – часть одного целого.
«Дело», реж. Алексей Герман-мл.
Главным фильмом первого дня фестиваля стало политическое кино, которое, словно осколки нашей реальности, не может не ранить тех, кто хоть немного читает новости. «Дело» было показано еще на Каннском кинофестивале в рамках программы «Особый взгляд». Вероятно, даже западная публика, посмотрев работу, не могла не отметить, что прототипом главного героя можно считать Кирилла Серебренникова (чья картина была в основном конкурсе, но режиссер не мог присутствовать из-за запрета на выезд за границу). Персонаж фильма представляет собой образец интеллигенции России – профессор, который специализируется на Серебряном веке и в квартире которого висит портрет Анны Ахматовой. Он кажется нам немного нереалистическим, не от мира сего: цитирует Мандельштама, с которым его судьба тесно переплетается, обитает в мире книг и верит в свои непоколебимые идеи. Но его борьба за собственную свободу и идеалы становится отражением нашего времени, когда о «модном» аксессуаре сезона – электронном браслете домашнего ареста – сложно было не услышать. Фильм Германа-мл. вызывает много вопросов и мнений: его камерность порой помещает в ловушку сам сюжет, а немного разветвленная концовка оставляет неприятный осадок. Тем не менее смелость режиссера говорить на столь важные темы может лишь восхищать, а открытие фестиваля «Окно в Европу» становится разговором о том, чего боятся российские граждане 2021 года, – заболеть коронавирусом и сказать лишнего.
Гульназ Давлетшина
фестивали
Дело
Алексей Герман-младший
Кирилл Серебренников
Comments are closed.